МБДОУ "Детский сад №2" г. Чебоксары
Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детейМетодические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей:1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин. 2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-10 раз. 3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение. 4. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть ненапрягаемыми. 5. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка. 6. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого. 7. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление. «Лопаточка»Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать на счет до 5-10 или 10-15 сек. Цель: Выработать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Методические рекомендации: - Рот полуоткрыт. - Не высовывать язык далеко, - Не заворачивать нижнюю губу внутрь. - Боковые края должны касаться уголков рта. - Если упражнение не получается, то сначала нужно сделать следующие упражнения: «Покусать» язык зубами, похлопать губами по языку, произнося «пя-пя-пя» - Повторить упражнение сначала «Чашечка»Широко раскрыть рот. Широкий язык из положения "Лопаточка" поднять вверх, загибая края языка. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек. Цель: Научиться удерживать язык в форме чашки и вверху, у верхних зубов. Укреплять мышцы языка. Методические рекомендации: - Рот широко открыт. - Язык выдвинуть, расслабить, положить на нижнюю губу. - Завернуть боковые края и кончик языка внутрь - представить язык в форме чашки. - Края языка должны быть у верхних зубов. - Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык, слегка надавить (пальцем, зондом, шпателем) на середину языка и язык приобретет нужную форму, или завернуть язык на губу, придерживая его.«Иголочка»Рот открыть. Язык выдвинуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким, острым. Цель: Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Это укрепляет мышцы языка. Методические рекомендации: - Рот открыть, язык выдвинуть как можно дальше. - Выдвинуть язык, напрячь и сделать узким. - Язык не лежит на губе, а выдвинут вперед. - Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек. «Горка»Рот раскрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивает мышцы языка, укрепляет кончик языка. Методические рекомендации: - Рот полуоткрыт, улыбнуться. - Кончик языка за нижними зубами. - Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек. - Если упражнение не получается, то спеть звук "и-и-и". «Трубочка»Вытянуть губы вперед. Подуть, чтобы получилась трубочка. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз. Цель: Научиться вырабатывать движения губ вперед. Методические указания: - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. - Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. - Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. - Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ. - Спеть вместе с ребенком "у-у-у" и губы приобретут нужное положение.
«Часы»Выдвинуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек. Выполнить 15-20 раз. Цель: Развить подвижность языка, укреплять мышцы языка. Методические рекомендации: - Улыбнуться и из полуоткрытого рта выдвинуть язык как можно дальше. - Делать плавные движения высунутым языком от одного угла рта к другому. - Нижняя челюсть не подвижна, - Движется только язык. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не касаясь ее.«Вкусное варенье»Улыбнуться, открыть рот. Выдвинуть широкий язык, из положения «Лопаточка» облизать верхнюю губу и убрать язык в глубину рта. Повторить 15 раз. Цель: Научиться производить движения широкой передней частью языка вверх в форме чашечки. Методические указания: - Следить, чтобы работал только язык. - Язык широкий в форме «чашки». - Челюсти неподвижны. - Делать движения широким языком сверху вниз. - Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык и завернуть язык на верхнюю губу, придерживая пальцами. «Лошадка»Прислонить язык к твердому небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно растягивая подъязычную связку. Цель: Научиться производить движения языком вверх и подготовить его к вибрации, растягивать подъязычную уздечку и развивать мышцы языка. Методические указания: - Улыбнуться, открыть рот и пощелкать языком. - Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется. - Челюсти неподвижные, работает только язык. - Выполнить 10-15 раз. «Грибок»Раскрыть рот. Притянуть язык к небу. Не отрывая язык от неба, опускать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения "Лошадка", язык не должен отрываться от неба. Цель: Научиться удерживать язык вверху, в положении, необходимом для произнесения звука [р]. Развить мышцы языка, растянуть подъязычную уздечку. Методические указания: - Улыбнуться, открыть рот и притянуть язык к небу. - Подъязычная уздечка должна быть натянута. - Если упражнение не получается, то вернуться к упражнению «Лошадка». - Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется. - Выполнить 10-15 раз. «Гармошка»Улыбнуться, открыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении рот раскрывать все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Цель упражнения: укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку и уздечку). Методические указания: - Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. - Открывать и закрывать рот, удерживая его в таком положении под счет от одного до пяти. - Следить, чтобы при открывании рта стороны языка не провисали.
«Качели»Высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек. Цель: Научиться быстро менять положение языка. Развить подвижность языка. Методические указания: - Улыбнуться, показать зубы, полуоткрытый рот и положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны). - Поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны). - Поочередно менять положение языка. - Менять положение языка 5-6 раз. - Движется только язык, а нижняя челюсть и губы не подвижны. 17 октября 2013 в 17:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.