МБДОУ "Детский сад №2" г. Чебоксары
Задержка психического развития: как с этим бороться?Задержка психического развития (или ЗПР) на языке медиков не означает умственной отсталости. Это - замедленное развитие психики ребенка. Оно относится к слабовыраженным отклонениям, занимая промежуточное место между патологией и нормой. Причины ЗПР могут быть разными: нарушения конституционального развития ребенка; некоторые соматические заболевания (хронические инфекции; аллергии; неврозы, порок сердца и другие); патологии беременности и родов; поражения центральной нервной системы. У детей с задержкой психического развития нет серьезных физических дефектов, нарушений речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Главной их проблемой становится неспособность к полноценному обучению. Чаще всего это выясняется в детском саду или в первом классе общеобразовательной школы. Таким детям не хватает внимания и усидчивости. Они не стремятся понять окружающий мир. Их не привлекает и не увлекает школьная жизнь. Учебные задания воспринимаются с трудом. Малышам сложно освоить навыки счета, письма и чтения. Способность планировать свою деятельность и предвидеть ее результат значительно снижена. Сфера интересов детей с задержкой психического развития ограничивается игрой. Их эмоциональное развитие осталось на предыдущей ступени. Живая и непосредственная реакция преобладает над способностью волевого контроля над своими поступками. Интеллектуальная деятельность такому ребенку быстро надоедает, но в играх он неутомим и изобретателен. Борьбу с задержкой психического развития родители должны начать с принятия проблемы. Нужно твердо осознать, что ребенок не виноват в особенностях своего развития. Он не хуже других и он очень нуждается в помощи. Посещение врача-специалиста не отменяет и не заменяет постоянного домашнего труда по преодолению ЗПР. Лишь самые близкие люди в полной мере помогут ребенку пройти все стадии социализации. Особенно важно избегать крайностей в восприятии способностей малыша. Часто взрослое окружение берет ребенка с ЗПР под усиленную опеку. Родители убирают за него постель, собирают портфель, кормят с ложки. Но именно в обычных бытовых заданиях, выполненных самостоятельно, формируется ответственность, уверенность в себе, навыки планирования и самоконтроля. Родительское влияние должно не заменять самостоятельные решения ребенка, а направлять и координировать их. Другая опасная тенденция – не придавать значения особенностям развития психики крохи. Завышенные требования, интеллектуальная перегрузка, скорее всего, приведут не к блестящим школьным оценкам, а к эмоциональному выгоранию и стрессу. Работоспособность ребенка можно сохранить и развить постепенно, чередуя время труда и отдыха. Дети с задержкой психического развития больше других нуждаются в соблюдении режима дня и правильной организации свободного времени. Важно найти баланс между умственной нагрузкой и физической активностью. Не стоит подгонять ребенка, требуя от него немедленных результатов. Он работает в своем темпе, не ленится и не бездельничает. Но на усвоение знаний ему понадобится чуть больше времени. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, комфортно и спокойно, у него должен сформироваться позитивный стереотип общения. Взрослые, увлекая малыша рассказом, активизируют и направляют его мыслительную деятельность, развивают память. То новое знание, которое дети получают из книг и разговоров с родителями, ускоряет механизм мышления. Осмысленный материал и найденный самостоятельно ответ повышают уверенность ребенка в собственных силах, снимают психологическое напряжение по поводу его способностей. И, пожалуй, самым простым, но и самым важным элементом лечение задержки психического развития станет любовь родных и близких. Ласковые слова, объятия, похвала, искреннее одобрение – всё это поможет ребенку найти себя и свое место в реальном мире. Автор: Ольга Командина3 октября 2017 в 18:57
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.